За минувшие сутки в Бурятии зарегистрировано 13 преступлений, совершенных с использованием IT-технологий, 12 из них - кибермошенничеста, 1 – взлом портала госуслуг.
В общей сложности потерпевшие потеряли более 682 370 рублей, из них по г. Улан-Удэ – более 332 970 рублей.
На обманные уловки попались жители г. Улан-Удэ, Бичурского, Джидинского, Кабанского, Тункинского районов.
23-летний житель Улан-Удэ едва не потерял 9,7 млн рублей в результате многоходовой аферы с телефонами и мессенджерами.
20 сентября ему на телефон поступил звонок от человека, представившегося сотрудником налоговой службы. Звонивший интересовался трудоустройством гражданина, и тот сообщил, что работает неофициально. Узнав, что гражданин работает неофициально, мошенник заявил о штрафе для работодателя и убедил жертву зарегистрироваться на некой финансовой платформе. И сообщил, что вскоре на телефон придет код подтверждения, который необходимо продиктовать. Гражданин получил код и сообщил его мошеннику. После этого звонок был завершен.
Вскоре на электронную почту гражданина пришло уведомление, якобы, от портала «Госуслуг» о том, что его личный кабинет был взломан. В сообщении содержалась рекомендация срочно перезвонить в службу технической поддержки для восстановления доступа. Молодой человек выполнил указание и набрал указанный номер.
На звонок ответила женщина, представившаяся сотрудником техподдержки портала «Госуслуг». Она сообщила, что аккаунт гражданина заблокирован из-за подозрительной активности и предупредила, что злоумышленники могут оформить на него кредиты или перевести деньги в пользу нежелательных получателей. Затем она предложила соединить гражданина со специалистом «Центрального банка».
Без разрыва связи гражданин начал разговор с мужчиной, который представился сотрудником Центрального банка. Тот заявил, что хотя обычно не работает с физическими лицами, в данном случае сделает исключение. Он пообещал отправить гражданину необходимые документы и попросил найти его в мессенджере по указанному никнейму.
Через мессенджер лже-сотрудник направил гражданину два документа — регламент и заявление — с просьбой распечатать, заполнить и вернуть. Когда гражданин отправил заполненные документы, в ответ пришли те же файлы, но уже с подписью и печатью, якобы принадлежащими руководителю службы финансового мониторинга.
Далее мошенник отправил ссылку на видеосервис для проведения видеоконференции. В ходе беседы он поинтересовался, есть ли у гражданина кредиты, попросил сформировать и отправить отчет из системы кредитной истории.
После этого он стал выяснять, какими банковскими приложениями пользуется заявитель, объяснив, что это необходимо для фиксации легитимных счетов на случай, если мошенники попытаются оформить кредиты на его имя.
Затем мошенник попросил зайти в одно из банковских приложений, посмотреть предлагаемый кредитный лимит и отправить скриншот. Гражданин выполнил просьбу.
После этого мошенник прислал новое заявление, в котором утверждалось, что от имени молодого человека пытались перевести крупную сумму денег лицу, якобы, связанному с противоправной деятельностью. Сообщалось, что перевод был заблокирован.
Далее заявителю было предложено выйти из личных кабинетов в банковских приложениях и сообщить номера своих карт — якобы, для проведения служебной проверки. Также ему велели пересылать в мессенджер все одноразовые коды. Гражданин согласился и начал пересылать коды, включая те, что приходили при попытках входа в приложения и оформления кредитов.
Гражданин не осознавал, что имеет дело с мошенниками. Вечером домой вернулся его отец, который, услышав разговор, сразу заподозрил обман. Он отобрал телефон и объяснил сыну, что это классическая схема мошенничества, о которой он знал благодаря профилактическим мероприятиям на работе.
Только тогда гражданин понял, что стал жертвой аферы. Проверив свои банковские приложения, он обнаружил, что на его имя в одном из банков была одобрена ипотека на сумму свыше 9 миллионов рублей, а в другом — автокредит на 500 тысяч рублей.
Третий банк не успел оформить кредит — операция не прошла.
В настоящее время доступ к банковским кабинетам гражданина заблокирован в целях безопасности.
Полиция Бурятии напоминает:Будьте бдительны и не сообщайте никому свои персональные данные или коды подтверждения, полученные по телефону или в сообщениях.
При поступлении подозрительных звонков от лиц, представляющихся сотрудниками государственных органов, рекомендуется прервать разговор и обратиться в соответствующую организацию для проверки информации.
Помните, что настоящие сотрудники налоговых органов никогда не запрашивают конфиденциальную информацию по телефону.
#МВДРоссии #ПолицияБурятии #МВДБурятии #ПредупрежденЗначитВооружен #СтопМошенничество #МВДБурятии #МВДРоссии #ТвояБезопасность