В продолжение темы бродячих собак. Многие пишут, что вопрос регулирования этой проблемы сводится исключительно к недостатку финансирования. На мой взгляд, это не совсем так.
Система «отлов — стерилизация — вакцинация — возврат» (ОСВВ) закреплена в ФЗ-498 «Об ответственном обращении с животными» и начала работать в России в 2020 году. Программа финансируется преимущественно за счет муниципальных бюджетов с субсидиями и субвенциями из региональных бюджетов. Но, как правильно пишут, денег на собак многим регионам не хватает, не говоря уже о муниципалитетах.
Стоимость полного пакета услуг по обработке одной бездомной собаки (отлов, вакцинация, стерилизация, содержание некоторое время в приюте, по показаниям — эвтаназия) варьируется в регионах, но в среднем составляет около 15–16 тыс руб. Для сравнения: минимальная страховая пенсия по старости — 13,2 тыс руб, прожиточный минимум для пенсионера — 15,2 тыс руб. То есть на одну собаку закладывают сумму, сравнимую с ежемесячным пособием для самых незащищённых россиян. Представляете какие гигантские суммы осваивают чиновники и приюты на собаках, никак не решая проблему безопасности людей?
По программе бездомных животных отлавливают, кастрируют или стерилизуют, маркируют биркой или чипом, вакцинируют от бешенства и выпускают на улицу. По закону — только тех, кто не проявляет немотивированной агрессии. Агрессивных оставляли в приютах, пока их кто-то не решит забрать домой, либо до естественной смерти. Одна из проблем заключается в том, что сейчас понятия «немотивированная агрессия» и критериев для её выявления в законодательстве нет. Кроме того, контроля за тем, чтобы агрессивных собак не выпускали на улицу, тоже нет.
В 2023 году ГД приняла закон, разрешающий регионам самим определять, что делать с собаками. Сейчас 17 субъектов приняли свои нормы, разрешающие усыплять агрессивных собак сразу, или любых — по истечении установленных сроков содержания в приютах.
Однако в Бурятии зоозащитники оспорили положения регионального закона в Верховном суде Бурятии, который, в свою очередь, обратился в Конституционный суд. И КС принял постановление, которым признал умерщвление бездомных животных исключительной мерой, возможной только при ряде условий — нападение на людей, болезни. КС отдельно отметил, что загруженность приютов и оптимизация бюджетных расходов не могут служить основанием для умерщвления — эти причины противоречат гуманистическим принципам обращения с животными.
Суд Бурятии признал недействительным пункт регионального закона, разрешающий усыплять невостребованных в приютах животных.
После решения КС общественники по всей стране могут отменить все положения местных органов власти про принудительную эвтаназию собак.
Весной, после очередных резонансных случаев в ГД предложили запретить регионам выпускать отловленных собак обратно на улицу. Другими словами, регионы и муниципалитеты должны либо пожизненно содержать отловленных собак в приютах, то есть находить на это деньги и оплачивать приютам содержание собак. Либо местные власти должны принимать решения о том, чтобы умерщвлять животных после истечения определенного срока содержания в приюте.
Смысл в том, чтобы бездомных собак не должно быть вообще. Они должны быть отловлены и либо умерщвлены, либо находиться в приютах.
Богатые муниципалитеты и регионы, такие как Москва, находят деньги на содержание собак — в столице действует безвозвратный отлов. Те, у кого денег нет, видимо, будут применять эвтаназию. Но как правильно напомнил глава комитета СФ Клишас, что такая норма будет противоречить постановлению КС. Причем у КС нет процедуры отмены или пересмотра своих решений. Вопрос, один раз рассмотренный КС, не может быть пересмотрен. Можно лишь менять конституцию, но я не думаю, что из-за такого вопроса начнут менять конституцию.
Таким образом мы имеем ситуацию, при которой для пожизненного содержания собак в приютах у регионов и муниципалитетов нет денег, а их умерщвление признано КС негуманным и незаконным. Ситуация безвыходная. А тем временем гибнут люди. И дети, и взрослые.









































