2 сентября мир стал свидетелем новостей, звучащих как настоящая сенсация: Россия, Китай и Монголия заключили соглашение о строительстве новых газопроводов — «Сила Сибири-2» и транзитного «Союза-Восток». Это событие было названо «сделкой века», но лишь до момента, когда инвесторы отреагировали на него, пишет канал "Финансы в радость".
Всего за день акции Газпрома упали более чем на 3%, в то время как весь рынок просел лишь на 1%. Это явный сигнал: инвесторы не поверили в радужные перспективы.
Тайна «юридического обязательства»
Генеральный директор Газпрома Алексей Миллер озвучил, что подписан «юридически обязывающий меморандум». Слышится привлекательно, но юристы, вероятно, усмехнулись. Меморандумы, по своей сути, — это просто намерения, в то время как контракт — это уже обязательства. Соединить эти два понятия — все равно что сказать: «Я заручаюсь твоим согласованием, но давай просто подумаем об этом». Вопрос остается открытым: кого конкретно эти обязательства касаются? Возможно, Газпром должен инвестировать в строительство трубопровода и реализовывать газ по ценам, которые устроят Китай.
Новая сделка века? Третий раз за столетие
Интересно, что «сделка века» между Россией и Китаем уже была упомянута несколько раз в прошлом. Первая такая сделка была объявлена в 2014 году, затем в начале 2023 года, и теперь в 2024-м. Словно каждый год мир восхищается новым «лучшим фильмом» в истории, но реальность такова, что вскоре это перестает вызывать доверие.
Что стоит за новой сделкой?
Реальная логика сделки выглядит следующим образом:
- Россия берет на себя обязательства по строительству крупных газопроводов стоимостью в миллиарды долларов.
- Китай получает возможность закупать газ по сниженным ценам.
Некоторые аналитики утверждают, что разница цен объясняется «коротким плечом логистики», однако для инвесторов важна не длина маршрута, а прибыль. Если Газпром будет реализовывать газ в Китае по тарифам, близким к внутренним, то окупаемость проекта находится под вопросом. Есть серьезные опасения, что трубы будут строиться десятилетиями, не принося дохода.
Исторический пример с Северными потоками не дает много поводов для оптимизма: миллиарды долларов были потрачены, а результат оказался печальным. Новый проект выглядит многообещающе, но с учетом преимущества Китая в переговорах, это может обернуться для России серьезными финансовыми рисками.































